На вторичном рынке «старой» Москвы средний срок экспозиции жилья составляет 86 дней. По отношению к июньскому значению он возрос на 17%, с начала года – на 39%, за год (в сравнении с июлем 2022 г.) вырос на 33%, сообщает компания «Инком-Недвижимость».
Дмитрий Таганов, главный аналитик компании, комментирует: «В 2022 г. июль стал первым месяцем подъема спроса после провала с апреля по июнь, во втором квартале предложение активно пополнялось – на рынке накопилось много ликвидных квартир по выгодным ценам от уезжающих из страны на ПМЖ, и они продавались быстро, что повлияло на сокращение среднего срока экспозиции.
С начала этого года наиболее востребованные лоты постепенно вымываются с рынка, и уже наблюдается их дефицит, но за год общее предложение увеличилось на 22,7%, и это в основном малоликвидное жилье, которое является балластом для рынка и увеличивает усредненный период пребывания объектов в рекламе».
Наиболее быстро реализуются типовые «однушки» и «двушки» стандарт-класса, больше всего в минувшем месяце таких лотов предлагалось в Братеево (где в среднем на продажу уходило 43 дня), Академический (52 дня), Некрасовка (53 дня), Северный (54 дня) и Чертаново Южное (54 дня). Дольше всего в июле экспонировались квартиры в районах Куркино (в среднем 194 дня), Молжаниновский (163 дня), Якиманка (151 день), Хамовники (150 дней) и Дорогомиловский (145 дней).
В общем числе лотов, выставленных на продажу в этих локациях, значительную долю составили те, что по каким-то причинам менее привлекательны для покупателей. Например, переоцененные, с непопулярными планировками или метражом, возможно, с какими-то другими нюансами. Наличие такого груза в экспозиции повлияло на средний срок продажи квартир в перечисленных районах.
«Плохо продаются квартиры на крайних этажах, с маленькими кухнями, с недостаточным общим метражом: если рассматривать обычную квартиру, а не министудию, то, если нет полноценных 30 кв. метров, лот малоинтересен покупателям.
Мало востребованы квартиры с неухоженными придомовыми и приквартирными площадками, с подозрительными соседями. То есть, само жилье может быть подходящим, но если подъезд неопрятный, лифт обожженный, домофона нет, консьержа нет, – это отпугнет многих клиентов. Парковка сейчас тоже является важным аспектом – она интересует практически всех.
Для высокой ликвидности квартиры необходимо, чтобы рядом было метро или МЦК/МЦД. Второй момент – удаленность от трасс и близость к парку или лесопарку. Такая вещь, как вид из окна, сегодня играет важную роль: дома становятся все ближе друг к другу, и все больше квартир «смотрят» в стены.
Раньше в Москве были однозначно непопулярные районы – такие как Капотня, Бескудниково, Выхино, где очень трудно продавались квартиры. Сейчас практически не осталось таких мест за счет того, что инфраструктура хорошо развивается – как социальная, развлекательная и образовательная, так и транспортная. Парки облагородили, многие промзоны закрыли и обустроили. Получается, что в настоящее время вопрос локации не стоит остро, и практически на всей территории Москвы можно найти ликвидное жилье», – комментирует Андрей Богословский, руководитель офиса «Сокол» компании.